При входе судна в территориальные воды другой страны Вам необходимо иметь легальные основания для нахождения в этой стране, то есть в случае если между той страной гражданином которой Вы являетесь, и этой страной не действует безвизовый режим, то таким легальным основанием будет виза. Но ведь моряку приходится посещать многие порты во многих странах и не с каждой из этих стран может действовать безвизовое соглашение – именно для этого Вам понадобится паспорт моряка, который на основании международной конвенции дает Вам такие права.
Конечно же, сойти на берег можно вообще без паспорта и без визы – зачастую никто не будет вас допрашивать или задерживать, вот только это будет не совсем законно, со всеми вытекающими последствиями.
Что же такое паспорт моряка и как его оформить?
Паспорт моряка в украинском законодательстве называется «удостоверение личности моряка) - документ, удостоверяющий личность, выдаваемый лицу постоянно проживающему на территории Украины и занимающему какую-либо должность на борту судна (кроме военного), который дает право его владельцу на въезд/выезд из Украины на судне, членом экипажа которого он является, а также на въезд/выезд из Украины в индивидуальном порядке во время перехода на другое судно, списания с судна.
Паспорт моряка изготавливается в виде книжечки, правый форзац которой содержит бесконтактный электронный носитель (чип) и состоит из мягкой обложки, страницы данных и 16 страниц.
Оформление, выдача и обмен паспорта моряка осуществляется капитаном порта во взаимодействии с Мининфраструктуры, Главным расчетным центром Единого государственного демографического реестра и Государственным центром персонализации документов.
Капитаны морских портов оформляют и выдают удостоверения по заявлениям моряков или с руководителями предприятий имеющих с моряками трудовые договора в течение месяца со дня подачи анкет-заявок сроком на пять лет (с правом продления один раз - до пяти лет, а после – подлежит обмену на новый).
Для оформления или пролонгации строка действия паспорта моряка подаются такие документы:
- паспорт;
- документ, подтверждающий наличие трудовых отношений моряка с судном;
- документ, подтверждающие получение морского образования (или справка из учебного заведения);
- платежный документ об оплате услуг.
Приняв документы, капитан порта в присутствии заявителя в электронном виде оформляет заявление-анкету куда вносится информация: оцифрованное изображение лица особи (светлый фон, без головного убора, светлая рубашка и галстук); Ф.И.О.; уникальный номер записи в Реестре; пол; гражданство; дата рождения; место рождения; серия номер паспорта; контактный телефон; дата; оцифрованная подпись заявителя; сведения о капитане порта и др.
Оформленный паспорт моряка выдается заявителю под роспись.